Суббота, 18.05.2024, 13:36
Мы все учились...
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Техника фотографии [3]
Теория фотографии [0]
История фотографии [0]
Фотогалерея [1]
Библиотека [0]
Главная » Статьи » Фотоискусство » Техника фотографии

Цветовая температура в фотографии
Цветовая температура в фотографии.

© И.О. Михайлов

Требование к достоверности цвета фотоизображения в настоящее время весьма высоко. Достичь этого позволяют современные цветные фотоматериалы при соблюдении определенных условий их экспонирования и обработки. Если названные два условия считаются обязательными, то на третье обращается минимум внимания. Я имею в виду цветовую температуру источника света и соответствие ее балансному свету используемого фотоматериала. Балансный свет – это сложный по спектральному составу свет воспринимаемый данным типом фотоматериала как белый.

Определить «на глазок» спектральный состав источника света с достаточной степенью точности невозможно, так как зрение человека обладает цветовой адаптацией. Оно бессознательно корректирует цвет известного нам объекта в зависимости от изменения условий освещения; так лист белой бумаги выглядит практически одинаково и при солнечном свете, и при лампах накаливания.

Незаметные для глаза спектральные изменения источника света, отличные от балансного, приводят к заметному цветовому искажению фотографического изображения. Учет этого искажения особенно важен при съемке на обращаемую фотопленку, где коррекция его весьма сложна, а в большинстве случаев просто невозможна.

Часто цветовые искажения изображения, вызванные изменением цветовой температуры источника света, необоснованно относят к плохому качеству фотоматериала и его обработки. Во избежание этого непонимания при профессиональной фотосъемке, особенно на обращаемые фотоматериалы, необходимо учитывать цветовую температуру источников света и согласовывать ее с балансным светом фотопленки.

Что же такое цветовая температура источника света? Ее нельзя связывать с истинной температурой нагрева самого источника света, а связывают с температурой нагрева эталона (идеального излучателя, так называемого абсолютно черного тела).

При нагревании, абсолютно черное тело начинает светиться. Одинаковое визуальное ощущение цветности излучения абсолютно черного тела и сравниваемого источника света достигается при нагревании первого до определенной температуры, которая присваивается источнику света и носит названия цветовой температуры, измеряется Кельвинами.

Фотопленки для искусственного света балансируются под цветовую температуру 3200 К для дневного света – 5500 К.Цветовая температура реальных источников света лежит в диапазоне от 1700 до 30000 К.

Очевидно, что определение цветовой температуры источника света просто необходимо для учета нежелательного окрашивания изображения. Для этого советуют пользоваться таблицами цветовых температур источников света, например, «Фотомагазин» № 2, 1997 г. Однако стоит взглянуть таблицу 1, чтобы понять несостоятельность совета: цветовая температура некоторых источников света лежит в весьма широких пределах. Как при определении экспозиции нельзя положиться на субъективную оценку яркости объекта съемки, так еще в большей степени нельзя доверять субъективной оценке цветности источника света. В результате адаптации глаза к цвету, даже значительные спектральные изменения различаются с трудом, а ведь солнечный свет, его цветность, в течение дня сильно изменяется, да и цветовая температура ламп накаливания зависит от колебания напряжения источника питания.

Таблица 1 – Цветовая температура некоторых источников света

Источник света
Цветовая температура
в Кельвинах
в майредах
Керосиновая лампа 1700 - 1900 588 - 526
Лампы накаливания бытовые, общего назначения с мощностью светового потока, Вт
50 - 100
200
500
1000
2600 - 2700
2800
2900
3000
384 - 370
257
344
333
Галогенные3000 - 3400 333 - 294
Фотолампы (перекальные)3200 - 3300 312 - 300
Лампа-вспышка (с некрашеной колбой)3400 - 3700 394 - 270
Импульсная лампа-вспышка5500 - 7000 181 - 143
Люминесцентные лампы2700 - 6700 370 - 150
Прямой солнечный свет при восходе и заходе солнца2200455
Солнечный свет через час после восхода3500285
Дневной свет в ранние утренние и предвечерние часы4000 - 4300 250 - 232
Дневной свет до и после полудня5600 - 5800 180 - 172
Дневной свет в полуденные часы при безоблачном небе:
летом
зимой
в тени летом
6000
5800
7000
166
172
143
Дневной свет при облачном небе7000 - 8500 143 - 112
Свет чистого неба10000 - 30000 100 - 33
Свет луны 4300 - 5100 232 - 196

Для измерения цветовой температуры служат специальные приборы: цветометры, спектрометры (GOSSEN SIXTYCOLOR, MINOLTA COLOR METER IIIF и др.). Для профессиональной съемки такие приборы необходимы, но цена их высока и не у каждого профессионала они есть...

У температурных источников света (солнце, лампы накаливания...) цветовая температура зависит главным образом от изменения энергии излучения в синей и красной зонах спектра излучения, желто-зеленая зона остается практически постоянной. На рисунке1 показаны кривые различной цветности излучения абсолютно черного тела, лучистая энергия для желто-зеленого участка спектра (555 нм) принята за 100%.

Рисунок 1 - Спектральное распределение энергии в излучении абсолютно черного тела, нагретого до различных температур

Таким образом, для измерения цветовой температуры источника света со сплошным спектром излучения (температурные источники) можно воспользоваться двухзональным методом. Для этого при помощи любого экспонометра с дополнительными светофильтрами (фото 1) измеряется отношение энергии излучения в двух зонах спектра – синей (400 – 420 нм) и красной (680 – 700 нм) /.

Фото 1 - Фотоэкспонометр «Ленинград 6» с тремя дополнительными светофильтрами

Экспонометр за синим светофильтром направляют на источник света и определяют значение диафрагмы при определенной выдержке. Затем, вместо синего, устанавливают красный светофильтр и снова определяют значение диафрагмы при той же выдержке. Цветовая температура определится из таблицы 2.

Таблица 2 – Цветовые температуры, определенные двухзональным методом

Значения диафрагмы объектива за красным светофильтром
22,845,6811162232
2550045003600320029002600220020001800
2,8660055004500360032002900260022002000
4850066005500450036003200290026002200
5,61000085006600550045503600320029002600
Значения диафрагмы объектива за синим светофильтром

Определив таким способом цветовую температуру источника света можно с уверенностью судить о соответствии светового баланса фотопленки и источника света.

Если освещение не соответствует балансному, съемку можно перенести на другое время или подобрать источник света, но в практике профессиональной фотосъемки чаще преобразуют спектральный состав источника света в соответствии с балансом используемого фотоматериала. Для этого служат конверсионные светофильтры: сине-голубые для повышения цветовой температуры, красно-коричневые для ее понижения.

Различные производители выпускают разные наборы конверсионных светофильтров, при этом они утверждают, что наилучшие результаты достигаются при использовании фотоматериалов и конверсионных светофильтров одной фирмы изготовителя. В таблице 3 приведены светофильтры трех ведущих фирм изготовителей.

Как уже отмечалось, цветовая температура источников света измеряется в Кельвинах. Подбор же конверсионных светофильтров удобнее производить по шкале обратных микрокельвинов, соответствующей обратным величинам цветовых температур, увеличенных в миллион раз. MR = 106/К величина носит название майред.

Не углубляясь в подробный разбор достоинств выше названной системы измерения отметим, что числа майред дают возможность простого подбора конверсионных светофильтров для приведения имеющегося спектрального состава освещения к требуемому. Преобразование спектрального состава света происходит при использовании светофильтра с числом майред, определяемым разностью майред измеренной цветности MRИ и майред требуемой MRТ, (MRИ = MRТ - MRИ). Положительная величина +MR указывает на красно-коричневый светофильтр, а отрицательная -MR – на сине-голубой. Например, измеренная цветовая температура 6100 K или 164 MR, фотопленка сбалансирована под цветовую температуру 5500 К или 182 MR. Величина смещения будет равна 182-164 = +18 MR, т.е. используется красно-коричневый светофильтр невысокой плотности KODAK 81А.

Таблица 3 - Конверсионные светофильтры

Смещение цветности, майред
KODAK
FUJI
HAMA
+240
86
+160
LBA16
+150
KR15
+130
58B
+120
LBA12
KR12
+110
85
+80
85C
LBA8
KR9
+60
86B
KR6
+50
81EF
+40
81D
LBA4
KR4
+35
81C
+30
KR2,5
+25
81B
+20
81A
KR2
+10
81
-10
82
-20
82A
KB2
-25
78C
-30
82B
KB3
-40
LBB4
KB6
-45
82C
-55
80D
-80
80C
LBB8
KB9
-110
80B
-120
LBB12
KB15
-130
80A
-160
LBB16
-240
78

Для быстрого определения значения смещения цветовой температуры можно воспользоваться номограммой, приводимой в ряде фото справочников, или изменить таблицу 2: вместо цветовых температур указать соответствующий используемому типу фотоматериала конверсионный светофильтр.

Двухзональный метод измерения цветовой температуры справедлив для температурных источников света. Для нетемпературных источников света (лампы-вспышки, люминесцентные лампы...) требуется более полная информация об относительной энергии излучения в трех спектральных зонах: отношение сине-красного и, зелено-красного участков спектра источников света.

© И. О. Михайлов. 2003


Категория: Техника фотографии | Добавил: mi-kron (14.06.2008) | Автор: Михайлов И.
Просмотров: 7093 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
mi-kron © 2024