Суббота, 18.05.2024, 12:03
Мы все учились...
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Техника фотографии [3]
Теория фотографии [0]
История фотографии [0]
Фотогалерея [1]
Библиотека [0]
Главная » Статьи » Фотоискусство » Техника фотографии

Школа студийной съемки
Школа студийной съемки

Основные подвижки в фотокамере при съемке в натюрморте

На конкретном примере рассмотрим применение подвижек при съемке натюрморта (фотограф Кен Кей, США). Основное направление оптической оси — под небольшим углом сверху вниз. Для начала фотограф поместил камеру под нужным углом к объекту без каких-либо подвижек (фото 26). Его интересовало только соотношение предметов: насколько видна этикетка вина из-за хлеба, как выглядит разрез сыра, правильно ли лежит пробка. Натюрморт находится не в центре кадра, резкость отдельных элементов неудовлетворительная. На матовом стекле видны погрешности кадрировки, например обрезанное горлышко бутылки. Далее начинается последовательное использование подвижек. Чтобы перевести натюрморт в центр кадра, была опущена задняя стенка (фото 27). При этом почти достигается основной замысел кадрировки — изображение сыра должно касаться нижнего края снимка. Оставлен некоторый запас пространства, так как последующие подвижки переместят его еще ниже.

Фото 26
Фото 27

Следующая подвижка — наклон назад кассетной части (фото 28) «выпрямляет» бутылку. Увеличиваются также размеры сыра на переднем плане и окончательно исправляется его положение в кадре. Однако резкость некоторых деталей заметно ухудшается.

Фото 28

Теперь пришло время добиться нужной резкости. Если центром наводки на резкость выбрать левые края бутылки, хлеба и сыра на переднем плане, то необходимый эффект будет достигнут поворотом объектива вправо, перемещающего фокальную плоскость ближе к этой линии (фото 29). Поворот объектива пришлось осуществить почти до крайнего положения, но и этого оказалось недостаточно, чтобы все детали были резкими. Для окончательной фокусировки объектив был задиафрагмирован до относительного отверстия 1:22, что, очевидно, потребовало достаточного по яркости студийного освещения. Именно в таких условиях сделан окончательный снимок (фото 30).

Фото 29
Фото 30

Достижение бесконечной глубины резкости

Одно из важнейших практических достоинств студийной камеры — возможность получения огромной, в пределе — бесконечной глубины резко изображаемого пространства. Прием основан на применении принципа, открытого австрийским геодезистом Шеймпфлюгом еще в прошлом веке. Принцип Шеймпфлюга заключается в том, что если три плоскости: пленки, объектива (объективной доски) и объекта пересекаются на одной общей прямой, изображение будет резким от самого ближнего его края до самого дальнего (фото 31, 32).

Фото 31
Фото 32

Без наклона кассетной части или объектива плоскости пленки «аа'» и «вв'» не пересекаются и не могут пересечь плоскость объекта «сс'» в одной линии. Это соответствует обычной съемке с ограниченной глубиной резко изображаемого пространства (фото 31). При наклоне объективной доски вперед ее плоскость «вв'» будет пересекать плоскость пленки «аа'», причем, как показывает чертеж, существует положение, когда эти плоскости сходятся и пересекают плоскость «сс'» в одной линии. Так, согласно принципу Шеймпфлюга, получается полностью резкий снимок (фото 32). В данном примере фокусное расстояние объектива было таким коротким (65 мм), что обычный мех нормальной длины пришлось заменить на специальный укороченный.

Подобные сюжеты — не редкость в пейзажной или рекламной съемке: осенний пейзаж с покрытым опавшими листьями передним планом, морской берег с галькой до самого горизонта, поле цветов. Не всегда нужную глубину можно обеспечить сильным диафрагмированием, так как длительные выдержки не позволят снять даже цветы резко, если они колышатся ветром. Соответствующий наклон решает задачу.


Использование искажений

Всякая попытка спроецировать трехмерный объект на плоскость приводит к тем или иным искажениям. Если убрать их в одной части изображения, то они обычно в ином виде проявляются в другой. Например, при полностью выведенных подвижках (фото 33) точка съемки сверху под углом 40° делает верхний край книги больше, чем нижний. Книга кажется падающей влево. Если апельсин в центре кадра передается без искажений, то для изображения книги искажение неизбежно: ее нижняя часть дальше от камеры, чем верхняя. Эффект будет выражен меньше, если книга находится дальше от камеры. Чем дальше расположен предмет съемки, тем меньше будут пропорциональные различия в расстояниях от объектива до центра предмета и до его краев.

Фото 33

Могут ли быть исправлены масштабные искажения? Начнем с «выпрямления» книги. Наклон кассетной части фотокамеры выправляет левый край книги, поворот влево задней стенки — обращенную к фотографу обложку. Опускание кассетной части перемещает изображение вниз, это необходимо потому, что наклоны его немного увеличили.

Получилось ли менее искаженное изображение? Как сказать. Книга «выправлена» достаточно хорошо (фото 34), как будто мы смотрим прямо на нее, но торец переплета все равно виден, что не соответствует нормальному перспективному восприятию. Да и круглый апельсин приобрел форму дыни. Повороты кассетной части плохо отразились также и на фокусировке. Было необходимо наклонить объектив назад и повернуть его влево, чтобы сблизить плоскости поверхности книги и объектива фотокамеры.

Фото 34

В итоге и эта фотография содержит искажения, поэтому фотограф должен использовать их для достижения задуманной цели.


Из книги «The Studio», New York, 1971

Категория: Техника фотографии | Добавил: mi-kron (09.06.2008) | Автор: Из книги «The Studio», New York, 19
Просмотров: 2375 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
mi-kron © 2024